МИР MOUSSON
Танзанит
Танзанит занимает место то в тройке, то в пятерке самых продаваемых самоцветов мира! Танзанит -‐ самый молодой из природных самоцветов: его открыли в 1967 году. Точнее, синие камни на плато Мерелани, неподалеку от склонов Килиманджаро, были обнаружены в марте 1966-‐го, но тогда их приняли за сапфиры. Синий камень, найденный охотниками племени массаи, попал в руки местного предпринимателя Мануэля Де Соуза, который занимался разведкой рубинов. После изучения «сапфира» специалистами оказалось, что это -‐ разновидность цоизита: минерала, известного с девятнадцатого столетия, но практически не имеющего ювелирного применения. Дальнейшая история танзанита -‐ пример того, как грамотный маркетинг творит кумиров. Продвижением «синего цоизита» (так его тогда называли) занялась компания Tiffany Со, которая известна в нашей стране благодаря знаменитому фильму «Завтрак у Тиффани» с великолепной Одри Хэпберн в главной роли (кстати, этот фильм называют самым дорогим рекламным роликом в истории ювелирного дела). Так вот, когда в семидесятых годах появились первые коллекции от Tiffany с этим камнем, его сначала позиционировали как самоцвет – имитатор сапфира. Но, по мнению вице-‐президента компании Генри Платта, слово «цоизит» (zoisite) слишком напоминало слово «самоубийство» (по-‐английски – suicide). Тогда-‐то рекламисты Tiffany Co и придумали название «танзанит», которое удачно совпало с первой волной моды на африканское этно. Танзанит оставался некоторое время сравнительно недорогим заменителем синих сапфиров, но грамотная политика поставщиков, не допускавших затоваривания рынка, позволяло спросу на него опережать предложение. В результате нынешние цены на танзанит догнали цены на синий сапфир. Точнее, в девяностых годах был момент, когда цена танзанита начала падать, но аварии на рудниках, вызванные сильными паводками и унесшие жизни сотни горняков, сократили объем поставок, и с 1998 года цены на этот камень только растут. Немалую роль в восхождении танзанита сыграло и то, что он впервые был представлен именно на американском рынке. Молодая страна без тыся-‐ челетних традиций, гордящаяся своими инновациями во всех областях деятельности, на «ура» приняла украшения с «самоцветом XX века», как окрестили его промоутеры. Но есть еще два фактора, объясняющие высокий интерес к танзаниту. Первый -‐ ограниченность его распространения. Танзанит добывают только в провинции Аруша на севере Танзании (плато Мерелани). Другие разновидности цоизита достаточно широко распространены, но танзаниты найдены только здесь. К тому же, его запасы не очень-‐то велики и могут скоро исчерпаться, что заставляет коллекционеров приобретать его как гря-‐ дущий раритет. Второй же -‐ и главной -‐ причиной популярности этого самоцвета является его феерический цвет: от синего до густого фиолетового, яркий, очень насыщенный. Танзанит обладает александритовым эффектом (color shift effect): при смене освещения меняет свою окраску. Танзанит отличается сильным плеохроизмом в трех направлениях, то есть при наблюдении под разными углами кристалл может выглядеть голубым, пурпурным, ко-‐ ричневато-‐желтым. Несомненно привлекающий внимание минералога, подобный эффект не очень интересен ювелиру, поэтому почти все танзаниты подвергаются облагораживанию нагреванием до 370-‐600 градусов, что является нормальной практикой. В результате самоцвет приобретает тот са-‐ мый востребованный, глубокий синий цвет (Royal Blue) с оттенками пурпурного и сиреневого, который и ценится столь высоко (до $1000 за карат во вставках около 10 ct). Вообще в формуле 4С (color, clarity, cut, carat weight -‐ цвет, чистота, огранка, вес в каратах) первая позиция -‐ цвет -‐ для цены танзанита является определяющей. Танзанит -‐ камень подчеркнутой элегантности и высокого стиля. Именно поэтому в 1912 году Американская торговая ассоциация драгоценных камней (AGTA) впервые внесла некоторые корректировки в официальный реестр, описав танзанит как «талисман любви и роскоши». Танзанит стал выбором проницательных дам, чей утонченный вкус отражает внутреннее ощущение стиля и воплощает женственность, элегантность и абсолютную чувственность.
Павел Соколов, президент компании "Самоцветы от Соколова"